МОРАТОРИЙ НА ВЗЫСКАНИЕ НЕДОИМКИ ПО НАЛОГАМ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ

Примечание: разъяснения подготовлены по состоянию на 05 мая 2020 года

Изучение нормативных актов, принятых в поддержку бизнеса в условиях ограничений, вызванных эпидемией коронавируса, показывает, что во многих случаях эти меры действительно полезны и реально облегчают положение организаций и предпринимателей, попавших в трудную экономическую ситуацию. Однако встречаются случаи, когда действительно нужные и важные меры поддержки, публично провозглашенные и разрекламированные на деле оказываются недостаточно юридически обоснованными, и это практически сводит на нет их полезность, поскольку их применение или неприменение фактически отдано на откуп конкретным чиновниками, которые по своему собственному субъективному усмотрению могут (пользуясь правовой неопределенностью) решать, применить данную меру поддержки к конкретному субъекту или нет. А это, в свою очередь, создает благоприятные условия для злоупотреблений и коррупции.

Так, очень чувствительной сферой является применение налоговыми органами принудительных мер по взысканию недоимок по налогам (страховым взносам и сборам), пеней и штрафов. Особую остроту этот вопрос приобретает в настоящее время, когда подавляющее большинство предприятий и предпринимателей неожиданно оказались в условиях резкого сокращения доходов от своей деятельности и лишились тем самым возможности надлежащим образом исполнять как обязательства перед своими партнерами, так и публичные обязанности по уплате налогов. Логичным шагом со стороны государства в таких условиях было бы введение (на определенный период) моратория на принудительное взыскание образовавшихся к началу пандемии недоимок по налогам (сборам, страховым взносам), а также – пеней и штрафов. И, судя по всему, эта идея была не чужда нашим чиновникам. Однако реализована она была в очень некорректной юридической форме, что в принципе ставит под сомнение ее практическую ценность.

Так, в самом начале кризиса, вызванного распространением эпидемии, был выработан очень правильный и юридически корректный механизм применения различного рода мер поддержки, связанной с исполнением налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов, а именно: Правительству РФ и субъектам Федерации было предоставлено право принимать нормативные акты по некоторым аспектам, относящимся к налоговым правоотношениям (пункты 3-5 статьи 4 Налогового кодекса РФ). Однако среди полномочий, которые получило Правительство, отсутствует право регулировать (в период кризиса) порядок, сроки и другие аспекты взыскания недоимок (пеней и штрафов). Соответственно, решить данный вопрос на своем уровне Правительство не вправе, в связи с чем в Постановлении Правительства РФ № 409 от 02 апреля 2020 года введение моратория на принудительное взыскание недоимок, пеней и штрафов (либо иных мер поддержки) не предусматривается. Тем не менее, появляется письмо ФНС РФ от 3 апреля 2020 года N ЕД-20-8/37@, в котором указывается, что до 30 апреля 2020 года налоговые органы не будут применять меры принудительного взыскания недоимок и налоговых санкций в отношении всех налогоплательщиков – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а в конце апреля 2020 года на официальном сайте Федеральной налоговой службы также появляется информация о том, что

применение принудительных мер взыскания приостанавливается до 31 мая 2020 года включительно. Однако при этом круг налогоплательщиков, на которых распространяется данная мера был значительно сужен – согласно размещенной на сайте Информации эта мера касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также – осуществляющих деятельность в сферах, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции. Как указывается в Информации, к указанным категориям налогоплательщиков меры взыскания (до указанной даты) применяться не будут.

Однако признать, что мораторий на применение мер взыскания введен надлежащим, юридически корректным образом нельзя сразу по нескольким основаниям: 1) отсутствует обладающий надлежащей юридической силой нормативный акт о введении моратория – в отсутствие соответствующих полномочий у Правительства РФ мораторий может быть введен только федеральным законом, а такой закон не принят; 2) такие формы нормативных правовых актов как «Письмо», «Информация» нашим законодательством не предусмотрены; 3) Федеральная налоговая служба в принципе не обладает полномочиями на принятие нормативных актов по вопросам налогообложения – это прямо следует из статьи 4 Налогового кодекса РФ, соответственно указанные Письмо и Информация не обладают необходимой юридической силой нормативного правового акта; 4) форма Письма и форма изложения размещенной на сайте ФНС информации не соответствует форме и структуре нормативного акта – отсутствует категорическое утверждение о запрете на применение мер взыскания – вместо этого имеет место лишенное конкретики обещание воздерживаться от применения мер взыскания; 5) наконец, Информация (судя по размещенному на сайте тексту) просто не удостоверения подписью уполномоченного должностного лица ФНС. При том, что Письмо N ЕД-20-8/37@ подписано Руководителем Федеральной налоговой службы г-ном Егоровым Д.В., то есть содержащееся в данном Письме обещание ввести мораторий подкреплено авторитетом первого должностного лица налогового ведомства.

Тем не менее, в случае если должностные лица налоговых органов, уполномоченные принимать решения о применении мер взыскания к конкретным налогоплательщикам, действительно будут последовательно выполнять публично данное обещание о соблюдении моратория, это может стать серьезной поддержкой для обозначенных в Информации и Письме категорий налогоплательщиков.

При этом уже появились первые судебные акты, в которых суды принимают во внимание размещенную на сайте ФНС информацию о неприменении мер принудительного взыскания. Так, например, поступил Арбитражный суд Курганской области, удовлетворивший заявление одной из компаний о приятии в качестве меры обеспечения запрета на взыскание недоимки (пеней, штрафов) – Определение Арбитражного суда Курганской области от 06 апреля 2020 года по делу № А34-3201/2020

Более подробную информацию по данному вопросу можно получить  от наших специалистов по телефонам:

+7-985-765-11-32 (Александр);

+7-916-381-48-71 (Николай).

Консультация по телефону бесплатная.

Вернуться к списку статей

Задать свой вопрос

Все поля обязательны для заполнения

captcha

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

captcha