Обязательный аудит организации

Обязательный аудит

С 1 января 2017 года на территории РФ вводятся  в действие 48 международных стандартов аудита (МСА).  Вводятся они двумя приказами  Минфина от 24.10.2016 N 192н  и  от 09.11.2016 № 207н.


По новым требованиям  Международных стандартов  вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита организации, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное заключение в соответствии с МСА. Новая форма аудиторского заключения будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание пользователей  на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, к тому, в чем аудитор увидит наиболее существенные риски для организации. Для сравнения в аудиторском заключении,  выданном в соответствии с Федеральными стандартами аудита, аудитор выражает только  свое мнение о достоверности бухгалтерского учета  аудируемого лица, при этом не дает  оценку финансовой отчетности компании, не описывает особые моменты в деятельности аудируемого лица. Вся эта информация  отражается  в рабочих документах аудитора  и недоступна широкому кругу пользователей. После введения  Международных стандартов  аудита, практически вся информация полученная  аудитором в ходе аудиторской проверки, должна найти свое отражение в аудиторском заключении.   

 

Новая форма аудиторского заключения  должна содержать  расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

 

Таким образом, с 1 января 2017 года новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

 

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СТАНЕТ БОЛЕЕ ИНФОРМАТИВНЫМ И ПУБЛИЧНЫМ

 Напомним, что с 1 октября 2016 года в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении. Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Раскрытие дополнительных данных в аудиторском заключении позволит инвесторам и контрагентам компаний принимать более взвешенные бизнес-решения. Однако для  аудируемой компании   возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний, если аудитор  в аудиторском заключении выразит  опасения в деятельности аудируемой организации или  увидит повышенные финансовые риски.

Новые правила раскрытия информации  в аудиторском заключении  по МСА имеют дополнительные  последствия для бизнеса. Предполагается, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну. Такие  новшества  изложены в проекте Федерального закона о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ. При проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы, служащие основаниями для  исчисления и уплаты  налога организацией, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком. 

Критерии проведения обязательного аудита за 2016 год

Обязательный аудит финансовой отчетности организации, проводят юридические лица, у которых:

 

-выручка более 400 млн. руб. или активы баланса превышают 60 млн. руб. по итогам 2015 года;
-организационно - правовая форма акционерное общество, 
-организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
-организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды. 

 

Обязательный аудит организаций, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации, государственные компании, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями. (часть 3 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ) .


 Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

 

На заметку.  В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. (часть 5 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ)


Почему  надо провести обязательный аудит предприятия по итогам  2016 года

Опыт  работы аудиторской фирмы  «Юринформ-аудит»  позволяет утверждать, что  организации  проводившие аудит  имели возможность  своевременно  выявить основные  промахи  в бухгалтерском учете  и своевременно их исправить.  Поэтому обязательный аудит  имеем свои преимущества и несомненную пользу. 


Устранение типовых ошибок.


Своевременное выявление и устранение несоответствий в налоговом и бухгалтерском учете возможно благодаря проведению  своевременной независимой аудиторской проверки  по итогам  отчетного  финансового года. Исправление таких ошибок за отчетный финансовый год  как в бухгалтерском так и в налоговом учетах позволит  избежать  штрафных санкций  со стороны налоговых инспекторов.


В ходе аудиторской проверки фирмы аудиторы компании «Юринформ-аудит» проверяют  не только  правильность составления  бухгалтерской отчетности, но и правильность формирования  налоговых деклараций и их достоверность по  итогам  отчетного 2016 года.
Актуальность  правильного ведения  бухгалтерского учета, особенно важна ввиду усиления административной ответственности за нарушения в сфере бухгалтерского законодательства и представления недостоверной  бухгалтерской отчетности.  За грубые нарушения в бухучете штрафы увеличены. Новые штрафы  утверждены 30 марта 2016 года. Президент подписал Федеральный закон № 77-ФЗ о внесении изменений в КоАП РФ. Штрафные санкции на должностных лиц устанавливаются в пределах от 5 000 до 10 000 рублей (было - от 2 до 3 тысяч рублей). За повторное в течение календарного года нарушение штраф увеличится  и составит от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ранее наказание за повторное нарушение не было предусмотрено).

 

Ниже приводим нарушения, которые классифицируются как  грубые:

 

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухучета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухучета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.

 

Срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о бухучете установлен  статьей 4.5 КоАП и  ограничен   двумя годами со дня совершения правонарушения (ранее этот срок составлял 3 месяца). 

 

Штраф за отсутствие аудиторского заключения.

Если организация, по каким-то причинам   не провела  обязательный аудит, ее за это не накажут, действующим законодательством  ответственность за непроведение обязательного аудита не предусмотрена, но установлена административная ответственность за отсутствие (непредставление, неопубликование) аудиторского заключения.

 

В частности, отсутствие у Акционерного Общества аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей в соответствии с ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Непредставление или несвоевременное представление в органы государственной статистики годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в состав которой должно входить аудиторское  заключение,  обернется административным штрафом по ст. 19.7 КоАП РФ в размере от трехсот до пятисот рублей на должностных лиц и от трех тысяч до пяти тысяч рублей на юридических лиц.

 

Неопубликование акционерным обществом на странице в сети Интернет аудиторского заключения в установленный срок, в соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

 

 

 









Online заказ услуги

Также по всем вопросам обращайтесь по телефону +7 (495) 730-55-61
по будням с 10 до 18
captcha

Наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время

+7(495) 730 5561

Цены на аудит

Задать свой вопрос

Все поля обязательны для заполнения

captcha

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

captcha